7 и 8 октября 2021 в Технопарке «Сколково» впервые прошел международный форум электронной коммерции и торговли Ecomference Rupost Retail Week. Организаторами выступили Министерство промышленности и торговли РФ, Почта России и Российская ассоциация экспертов рынка ритейла.
За два дня Форум посетили свыше 6000 участников офлайн и 20 000 – онлайн. В программу мероприятия вошли более 60 сессий и других деловых активностей. В первый день эксперты обсудили будущее рынка онлайн-торговли; сотрудничество eCommerce игроков со стартапами; тренды в электронной коммерции 2020-2021; foodtech решения современного продовольственного рынка; рынок фармы online; новые технологии и тренды eGrocery; инвестиции в инновационные компании; вопросы маркировки и развития российского eCommecre на территории стран ЕАЭС; сокращение экологического следа и тенденции развития логистической инфраструктуры.
Также 7 октября состоялись две стратегических сессии, на которых лидеры eCommerce, представители государства и ведущие эксперты обсудили сохранение баланса на рынке электронной коммерции и развитие eCommerce в регионах России.
«Баланс на рынке eCommerce могут изменить возможные вызовы будущего. Среди них: пересмотр бизнес-моделей, основанных на маржинальности, удорожание неквалифицированного труда, рост омниканальности, виртуализация потребления, энергопереход и зелёная повестка», — отметил в рамках стратегической сессии Максим Акимов, генеральный директор АО «Почта России».
На тему сохранения баланса на рынке eCommerce также высказался Денис Мантуров.
«Большую роль в развитии сектора рынка сыграла даже не пандемия, а скорее фактор его минимального регулирования. Глаз государства – это и не влияние, и не регулирование, а скорее наблюдение, — отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации. — Мы выступаем за точечную настройку взаимоотношений между государством, агрегаторами, продавцами и покупателями».
«Что касается регулирования рынка, то эти функции выполняет ФАС, но успешность развития отрасли зависит и от ответственности отдельных игроков отрасли», — подчеркнул Александр Шульгин, генеральный директор группы компаний OZON.
Среди спикеров на сессиях Ecomference Rupost Retail Week также выступили: Ян Дюннинг, президент ТС «Магнит»; Мария Давыдова, генеральный директор, председатель правления ПАО «Детский Мир»; Даниил Шулейко, руководитель бизнес-группы по электронной торговле и логистическим сервисам компании «Яндекс»; Леонид Довладбегян, управляющий директор «Перекресток Впрок»; Виктор Евтухов, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации; Аркадий Дворкович, председатель фонда «Сколково»; Даг Стивенс, знаменитый футуролог, основатель компании Retail Prophet; Алексей Федоров, председатель Комитета по развитию электронной торговли ТПП РФ, совладелец и управляющий партнёр группы компаний «220 Вольт» и Илья Кретов, генеральный директор на глобальных развивающихся рынках, eBay.
Первый день завершился торжественной церемонией награждения премии Ecom Awards, которая вручалась впервые. В основных номинациях экспертным жюри были отмечены достижения следующих компаний: OZON, Сбермаркет, «Перекресток Впрок», Тинькофф, Альфа, Сбер, SOKOLOV, Yandex.GO, «Детский мир», FM Logistic и METRO CC.
«Лучшим eCommerce руководителем года» стал управляющий партнер Бизнес Единицы «Перекресток Впрок» Леонид Довладбегян, а премию «Человек года» получил Генеральный директор OZON Александр Шульгин.
Во второй день проведения Форума, 8 октября, эксперты обсудили развитие e-Commecre отрасли в России и мире; как трансформировался путь клиента — из онлайна в офлайн и обратно; сбор больших данных в онлайн-торговле, тренды устойчивого развития; онлайн-продажи детских товаров, мебели и товаров для дома. Также на сессиях были затронуты вопросы логистики; управления персоналом в eCommerce; сотрудничества маркетплейсов с поставщиками и построение маркетинговых стратегий для магазина 4.0 в новых постковидных условиях.
«Мы успешно пережили пандемию, eCommerce набрал обороты, — отметил Андрей Осокин, директор по маркетингу «Детский Мир». — Но при этом, несмотря на то, что доля eCom растет, 80% покупателей приходят забирать свой заказ в магазин. Вот оно, омниканальное поведение. У нас есть постаматы и мобильное приложение, но люди все равно идут в магазины. В нашем сегменте нет жесткого отторжения от розницы. Наоборот, во время пандемии мы остро почувствовали необходимость, когда хочется пощупать и получить эндорфины при покупке. Офлайн никуда не делся, и запрос покупателя на него такой же высокий».
Среди спикеров на сессиях второго дня выступили: Артем Стёпин, директор по маркетингу и развитию продуктов АО «Почта России»; Евгений Горцев, eCommerce эксперт: специалист по запуску и развитию интернет-продаж брендов и торговых сетей; Борис Преображенский, предприниматель, автор и ведущий подкаста о eCommerce ПрактикаDays, владелец ForOffice.ru; Андрей Незнамов, управляющий директор-начальник Центра регулирования AI «Сбер»; Олег Мамаев, директор по маркетингу The Coca—Cola Company; Константин Фришберг, коммерческий директор по направлению «Игрушки» «Детский мир»; Александр Слуцкий, руководитель развития бизнеса AliExpress Россия; Марина Тарнопольская, управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia; Елена Семенчук, HR-директор дивизиона логистики Ozon Group и Сергей Коликов, сооснователь SayЧас.
Второй день Форума завершился награждением победителей конкурса «Торговля России», в котором в 2021 году приняло участие 902 компании. Жюри выбрало победителей по следующим номинациям: Лучший торговый город», «Лучшая торговая улица», «Лучший нестационарный торговый объект», «Лучшая ярмарка», «Лучший розничный рынок», «Лучший мобильный торговый объект», «Лучший магазин», «Лучший объект фаст-фуда», «Лучшая фирменная сеть местного товаропроизводителя» и «Лучший торговый фестиваль».
Также в рамках Ecomference Rupost Retail Week состоялась выставка технологий eCommerce. Более 100 передовых компаний и брендов, представили свои уникальные сервисы и продукты для ритейла в области автоматизации бизнес-процессов.