7 октября 2021 года на площадке форума «Ecomference Rupost Retail Week» состоялась экспертная сессия «МАРКЕТПЛЕЙСЫ, ПРАВООБЛАДАТЕЛИ И ПРОДАВЦЫ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СУДЕБНЫЕ СПОРЫ». Мероприятие прошло в Технопарке «Сколково».
Участники обсудили модели работы маркетплейсов с претензиями о нарушении интеллектуальных прав, проблемы квалификации нарушений при трансграничных продажах в пределах ЕАЭС, актуальную судебную практику по вопросам нарушения интеллектуальных прав с участием маркетплейсов, и подняли вопрос о том, кто действительно отвечает за нарушение интеллектуальных прав на маркетплейсах.
Модератором сессии выступил Константин Суворов, партнер юридической фирмы «Косенков и Суворов».
В обсуждении вопросов приняли участие: Роман Медведев, вице-президент категорий «Средства для бритья» и «Уход за полостью рта» Procter & Gamble в Восточной Европе; Елена Изотова, советник юридической фирмы «Косенков и Суворов»; Анатолий Марков, директор юридического департамента Lamoda; Евгения Жаркова, руководитель направления правового сопровождения коммерции, OZON; Александр Курочкин, старший директор по работе с Еком каналом и Дата-интеграции Procter & Gamble.
«Я всегда за мирное урегулирование споров. Поиск точек соприкосновения — это лучшая стратегия для разрешения конфликтов, связанных с маркетплейсами», — сказала Елена Изотова, советник юридической фирмы «Косенков и Суворов» в процессе своего выступления.
Елена Изотова также наглядно продемонстрировала кейсы таких маркетплейсов как OZON, Wildberries и Delivery Club, подчеркнув важность мирного разрешения юридических споров.
Продолжил выступление Анатолий Марков, директор юридического департамента Lamoda. Он сделал акцент на трех уровнях контроля товара, который размещается на площадке маркетплейса.
«Во-первых, мы наладили проверку прав на товарные знаки, промышленные образцы и изображения. Это является основным условием заключения договора, — рассказал эксперт. — Во-вторых, у нас есть сотрудники, которые осуществляют осмотр товара и его описания до размещения на сайте, чтобы суметь отследить возможное несоответствие до предоставления покупателям. И в-третьих, обязательным условием является осмотр товара на складе после возврата от клиента, чтобы не допустить будущей продажи поврежденного изделия».
Подобный подход, по словам спикера, значительно снижает риск возникновения конфликтов и судебных разбирательств, как с потребителями, так и с брендами-партнерами.
О своем опыте также рассказала Евгения Жаркова, руководитель направления правового сопровождения коммерции, OZON. «Личный кабинет бренда», запущенный на площадке OZON три месяца назад, уже успел показать положительные результаты, продвигая компании, продающие свои товары через данный сервис, на место партнеров, а не клиентов. Это значительно упрощает и улучшает отношения, как между маркетплейсом и брендами, так и между потребителями и маркетплейсом.
«Если мы даём качественный продукт, то это интереснее и для селлеров, сотрудничающих с нами, и для надёжнее для пользователей», — отметила эксперт.