7 октября на площадке форума Ecomference Rupost Retail Week в «Сколково» прошла стратегическая сессия «Сохранение баланса на рынке e-commerce». В обсуждении темы принял участие генеральный директор АО «Почта России» Максим Акимов. Эксперт рассказал, какие вызовы сейчас стоят перед сферой e-commerce, а также назвал тренды, которые определят состояние отрасли в ближайшие 5 лет.
«Наш рынок дает потребителю прекрасные решения, потому что на нем сохраняется суровая конкуренция. Рынок показывает хорошую динамику и расширение продуктовой линейки каждого игрока. Конкуренция заставляют также и нас думать о собственных SLA, о логистических цепочках, о том, как нам вовлечь игроков, — рассказал генеральный директор АО «Почта России». — Мы «везем» не только «четверку лидеров e-commerce», но и всех остальных, в этом плане развивая не только сеть доставки, но и сервисы отправки. Мы мыслим себя как сервисная платформа не только для получателей (граждан), но и, прежде всего, как сервисная платформа для независимых продавцов. Сегодня у них высокий запрос на качество приемки товара, на хранение, на фулфилмент и сопутствующие сервисы».
Максим Акимов анонсировал в ноябре текущего года запуск финансовых продуктов «Почты России» в части предоставления финансового плеча торговцам на маркетплейсах.
«Мы запустили сеть из 50 000 точек по сбросу товара в систему электронной торговли по приемке отправлений от небольших отправителей, также «Почта России» запустила участки курьерского сбора, когда мы сами забираем крупные партии товаров. Все это — наши магистральные направления, — отметил Максим Акимов. — У нас самая большая в мире страна, с вызовами, связанными с расселением и доступностью. «Почта» является в этом плане уникальным игроком с колоссальным уровнем проникновения».
Генеральный директор «Почта России» также рассказал, что экспорт в отправках вырос на 26%, а второе направление — это быстрое проникновение электронной коммерции на удалённые территории страны.
«Это большой вызов, на который мы будем отвечать вместе со всеми коллегами. Онлайн-канал будет уверенно расти», — сказал Максим Акимов.
Также эксперт поделился мнением о том, что возможно изменит сферу и рынок e-commerce, а произойти это может, по словам Максима Акимова, в ближайшие годы.
Генеральный директор «Почта России» отметил 6 векторов, которые будут определять состояние рынка:
- Переоценка бизнес-моделей, в которых у инвесторов спокойное отношение к маржинальности. Эпоха количественного смягчения, которая длится уже 12 лет, скоро закончится.
- Удорожание неквалифицированного труда. «Тут есть технологические ответы, я верю в бесконтактную доставку и в роботизацию на фулфилменте, нам нужно очень многое здесь менять, потому что рынок нас будет к этому подталкивать», — отметил Максим Акимов.
- Рост омниканальности, когда каждый будет не только покупателем, но и отправителем.
- Виртуализация потребления, проникновение VR-технологий. «Я думаю за ближайшие 4- 6 лет покупательский опыт сильно изменится, и это трансформирует облик виртуальных витрин. Они перейдут в сферу дополненной или виртуальной реальности. Она изменит технологию нажатия кнопки», — рассказал генеральный директор «Почта России».
- Угроза появления одного крупного игрока на рынке. «Неочевидная модель, когда один игрок является всем в нашей жизни», — выразил опасение эксперт.
- Энергопереход и «зеленая» повестка, которая изменит не только технологический способ доставки, логистику, это переход на электротранспорт, на экологичную упаковку. «Это поменяет многое в ценовой политике, в макроэкономике, — резюмировал Максим Акимов. — Для нас это очень важная история, мы планируем до 2025 года перевести наш основной транспорт на газ, и мы будем ориентировать наших партнеров на подобный переход».
Организаторами Ecomference Rupost Retail Week выступили Министерство промышленности и торговли РФ, Почта России и Российская ассоциация экспертов рынка ритейла. За два дня Форум посетили свыше 6000 участников офлайн и 20 000 – онлайн. В программу мероприятия вошли более 60 сессий и других деловых активностей.