7 и 8 октября 2021 в Технопарке «Сколково» прошел международный форум электронной коммерции и ритейла Ecomference Rupost Retail Week. В первый день состоялась стратегическая сессия на тему сохранения баланса на рынке e-commerce, на которой выступили представители государства, экспертного сообщества и топ-менеджеры лидеров отрасли.  

Как государство относится к применению механизмов регулирования на рынке рассказал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. 

«Мы всегда отстаиваем принцип минимального вмешательства государства в рыночный сегмент. При этом мы задаем стратегический вектор развития и стараемся не допускать искажения конкуренции, монополизации, формируя условия сбалансированного развития крупных, средних и малых форматов розницы, — отметил министр. — Та же логика должна работать и по отношению к интернет-торговле». 

Денис Мантуров также обратил внимание на то, что пять лет назад оборот интернет-торговли не достигал и триллиона рублей, а по итогам текущего года, аналитики предсказывают преодоление планки в 4 триллиона.   

«Такого бурного роста в абсолютных цифрах нет ни в одном из секторов экономики. Безусловно пандемия сыграла важную роль, но не определяющую. Как раз наибольшее значение имеет фактор минимального регулирования электронной коммерции, — дополнил Денис Мантуров. — Следующий этап сейчас проходит на наших глазах — это трансформация поведенческой модели потребления. Новые шаблоны будут еще больше укореняться».

Министр промышленности и торговли выделил развитие цифровых сервисов, которые помогли достичь нового уровня комфорта в коммуникации межу участниками рыночных отношений. Он также ответил на вопрос, должно ли государство изменить свое отношение к электронной коммерции в связи с ее бурным ростом.

«Да, должно, но без резких движений. Глаз государства — это не влияние, это и не регулирование, это скорее мониторинг за тем, что происходит в отрасли. Он не проходит без участия государства, и ни один из секторов экономики не остается без внимания. Здесь речь идет, скорее, про точечную «донастройку» взаимоотношений между государством и маркетплейсом, маркетплейсом и продавцом, продавцом и покупателем, — рассказал Денис Мантуров. — Критически важно не допустить избыточного доминирования больших площадок и агрегаторов. У нас сегодня 4 самых крупных игрока, и они занимают 27% рынка электронной торговли. Такая консолидация органична для этапа становления, но дальше необходимо будет «балансировать» их долю с долей небольших, нишевых интернет-магазинов. Это в большей мере перекликается с нашей политикой многоканального развития офлайн-розницы, где ее ядром являются сетевые игроки. Сегодня их присутствие в регионах лимитировано. Мы поддерживаем сетевой бизнес, но с каждым годом все большее значение придаем расширению малых торговых форматов, магазинов у дома, объектов стрит-ритейла, ярмарок, рынков и в том числе фудтраков. При этом мы ни в коем случае не говорим о квотировании в электронной торговле». 

Также министр промышленности и торговли обратил внимание на вопрос взаимодействия маркетплейсов и поставщиков. 

«Стоит внимательно посмотреть на модель взаимодействия маркетплейсов и продавцов. В любых случаях важно избегать диспропорции интересов продавца и агрегатора, — отметил Денис Мантуров. — Также важно выстроить между основными игроками системный прозрачный и доверительны диалог. Пример есть в офлайн-торговле, и это Кодекс добросовестных практик. Мы уже нашли понимание с маркетплейсами о разработке подобного стандарта для электронной коммерции, и в ближайшее время выступим с обобщенной позицией. Надеюсь, что это поможет, в том числе, четко и справедливо распределять ответственность за качество товаров, которые отгружаются покупателям. Сегодня маркетпейсы практически не участвуют в работе с претензиями, издержки перекладываются на продавца. И здесь необходимо искать компромисс».

В конце своего выступления Денис Мантуров рассказал о важности устойчивого развития и включения его принципов в стратегии участников рынка. 

«Сегодня нам вместе необходимо выработать и следовать нормам устойчивого развития в электронной коммерции, в онлайн-торговле избыточно много пластиковой упаковки, — обратил внимание министр. — Речь идет про молодой сегмент рынка, и важно его сразу адаптировать под задачи снижения углеродного следа, которые были поставлены Президентом. Мы рассчитываем, что в своих стратегиях долгосрочного развития, ритейлеры будут закладывать переход от транспорта на двигателях внутреннего сгорания к более экологичным моделям, например, на газе, электричестве, в перспективе на водороде». 

«Не менее важно приближать к клиентам пункты выдачи, мы поддерживаем тренд больших маркетплейсов на развитие сети постаматов, — добавил Денис Мантуров. — В целом оптимизация доставки требует наличие современной, разветвленной логистической цепочки, основным звеном которой являются крупные распределительные хабы. Их строительство достаточно капиталоёмкий процесс, и чтобы поддержать электронную коммерцию, мы ведем работу по расширению действия Закона о защите и поощрении капиталовложений. Мы выступаем за снижение входного порога с 5 миллиардов рублей до 500 миллионов рублей».

Денис Мантуров отметил, что это позволит осуществлять масштабные инфраструктурные инвестиции, взамен получая налоговые преференции. 

Резюмируя свое выступление, министр промышленности и торговли Российской Федерации обратил внимание на то, что «все это не вмешательство государства, а скорее подсказка, как этого прямого вмешательства избежать». 

«Я уверен, что именно в таком ключе мы будем работать с электронной коммерцией, не зависимо от темпов роста интернет-торговли», — сказал Денис Мантуров. 

Организаторами Ecomference Rupost Retail Week. выступили Министерство промышленности и торговли РФ, Почта России и Российская ассоциация экспертов рынка ритейла. За два дня Форум посетили свыше 6000 участников офлайн и 20 000 – онлайн. В программу мероприятия вошли более 60 сессий и других деловых активностей.