7 и 8 октября 2021 в Технопарке «Сколково» прошел международный форум электронной коммерции и ритейла Ecomference Rupost Retail Week. В первый день на стратегической сессии «Сохранение баланса на рынке E-commerce» генеральный директор АО “Российский экспортный центр” Вероника Никишина рассказала о государственных проектах поддержки российских экспортёров, которые хотят выйти со своими товарами на зарубежные онлайн-площадки. 

«Большинство людей воспринимают электронную торговлю как торговлю внутри страны, а также только как b2c и c2c. На практике онлайн-продавец может быть как b2c, b2b, b2b2c-экспортером, а также b2g, — отметила Вероника Никишина. — При нашем огромном потенциале есть ряд системных проблем, которые мешают российскому экспортеру развиваться. Тема реимпорта — является одним из серьезных системных барьеров, который мешает российскому потребительскому ассортименту выйти на внешние рынки. Мы заинтересованы в любых решения, которые позволят урегулировать данную проблему». 

Генеральный директор АО “Российский экспортный центр” также отметила, что существует другая проблема, которая не позволяет выходить российским компаниям на внешние рынки. По мнению эксперта, это незнание тех зарубежных маркетплйесов, которые действительно подходят для предлагаемых товаров, платформа должна быть, в первую очередь, релевантной. 

Вероника Никишина акцентировала внимание, что и в логистике есть проблемные моменты.

«Логистика должна быть партнером для доставки, потому что покупатель на удаленных от нас рынках, хочет получить продукцию, заказанную онлайн, в конкурентные сроки с точки зрения других продавцов», — отметила эксперт. 

По мнению Вероники Никишиной, вмешательство государства не должно восприниматься негативно, есть много примеров, когда такое вмешательство выгодно экспортеру.

«Российский экспортный центр является государственным институтом развития. Мы создаем партнерства с теми участниками онлайн-торговли, которые позволяют нашему клиенту (экспортеру) получить бесшовный путь решения его жизненной ситуации, — рассказала Вероника Никишина. — Мы сотрудничаем с более чем 100 маркетплейсами, и сейчас запустили в пилотном режиме цифровой сервис, который подбирает для клиента тот пул онлайн-площадок, которые будут для него релевантными. Это упрощение позволяет правильно подобрать платформу. В помощь экспортеру мы также сформировали компенсацию расходов на размещение на маркетплейсах».

Также генеральный директор АО “Российский экспортный центр” презентовала уникальный пилотный проект в партнерстве с «Почтой России».

«Если на международных маркетплейсах создать наши национальные маркетплейсы, и взять на себя расходы по размещению экспортеров на них, это позволит дать хорошую стартовую площадку, — отметила Вероника Никишина. — В 2019 году мы создали такой маркетплейс на китайской площадке Tmall, а 4 месяца назад подписали соглашение с немецким Amazon, что позволит российским экспортерам выйти на европейский рынок, а в партнерстве с «Почтой России» обеспечит быстрой, комфортной и понятной логистикой».

Это уникальный пилот позволит российскому экспортеру разместить товар на полке, а также через логистический сервис на базе складской инфраструктуры Ruspost Hamburg обеспечит консолидацию сборных грузов, управление и мониторинг складскими запасами и интеграцию со складами Amazon. 

«Это позволит доставить российский товар, размещенный на немецком Amazon, до европейского потребителя в сроки, релевантные со сроками покупки у любого продавца из ЕС. Это уникальное партнерство, которое создано государством, чтобы решать проблемы российского экспортера», — резюмировала эксперт.    

Вероника Никишина отметила, что “Российский экспортный центр” ищет идеи в «Сколково» и у других партнеров, чтобы интегрировать различные элементы клиентского опыта в бесшовный путь, который может быть реализован в интересах клиента.