Отрасль электронной коммерции в России претерпела серьезные изменения, начиная с перехода к рыночной экономике до крупного всплеска, спровоцированного вакцинацией онлайном. Омниканальность в освоении потребительского рынка страны привела к расширению индустрии и к достижению довольно высокого уровня клиентского сервиса и сервисных служб собственного отечественного производства. Аналитические подсчеты последнего времени показывают, что резко увеличилось число онлайн-продавцов. Так, новых предпринимателей за восемь месяцев текущего года на площадке Wildberries появилось в три раза больше, чем в 2020 году. 

Основатель и генеральный директор INFOline Иван Федяков озвучил актуальные аналитические данные российской интернет-торговли, выведенные его информационно-аналитической компанией. 

В отчете, представленном экспертом, содержатся сведения о пользовательском и покупательском поведении в сети Интернет, а также динамика отрасли и цифровые показатели российских игроков рынка электронной коммерции.

Поведение пользователей

В России самый высокий уровень проникновения Интернета – 84%. Россияне тратят время в основном на то, чтобы развлекаться. По данным ВЦИОМ, цели пребывания в сети в основном касаются прослушивания музыки и просмотра видео, общения, образования (как обучающие видео-ролики, так и дистанционные занятия). 

Игры, чтение и развлекательные передачи также входят в число приоритетного назначения для пользователей сетью, как и осуществление рабочих функций и участие в совещаниях. При всем этом доля пользователей постоянно растет, однако число специальных посещений интернет-магазинов пока не является такой же значительной, как, например, с целью, направленной на отдых и развлечение. 

В использовании мобильных приложений Россия также впереди планеты всей – в среднем 7,5 часов нахождения в онлайне в день.

Поведение покупателей

После многозначительного роста числа запросов на электронные покупки в поисковых системах, достигшего пика в 2020 году, интенсивность, возросшая в полтора раза в сравнении с доковидным периодом, сохраняется до сих пор. 

Объем и динамика рынка электронной коммерции

Из имеющихся способов доставки наибольшей популярностью обладает курьерская доставка, самовывоз из магазина и ПВЗ, при этом в последнее время наблюдается мощный рост в применении срочной курьерской доставки. Особенно это проявилось для food ритейла.

Резкий рост объемов онлайн-продаж в сегменте «продукты питания» уже меняет рынок, приобретая потребителей, полностью перешедших на покупку еды в Интернете и соответствующих товаров для удовлетворения потребностей домохозяйств.  

При этом прирост рынка показал увеличение его объема более чем на 40% по сравнению с прошлым годом. Сейчас в России доля онлайна в розничной торговле составляет 7% при прогнозируемом росте до 20% в 2025 году. 

Рейтинг INFOLine eCom Russia TOP-10

Вместе с этим значительная доля выручки приходится на компании уровня TOP-100. В основном значительный рост приняли на себя лидеры отрасли. На первую десятку из этой сотни приходится 46% объема продаж. Наибольший рост – свыше 100% – показывают OZON, а также новые лидеры – «Яндекс» и «Сбер». На подходе к десятке лучших оказался X5 Retail Group, являясь лидером розничной торговли в России в целом. 

В том числе данные отчета показывают, что росту объемов продаж способствовала онлайн-торговля по технологии маркетплейса. 

Представленные характеристики отрасли электронной коммерции демонстрируют стремительное развитие индустрии в России. Усиление крупных игроков провоцирует умножение качества предложенных услуг по дистанционному приобретению товаров. Этому, безусловно, способствует применение экспресс-доставки.

По словам директора по исследованиям Data Insight Бориса Овчинникова, рост объема продаж в денежном эквиваленте по первому полугодию текущего года составляет 47% по сравнению с таким же периодом прошлого года, а в денежном – почти в два раза. 

«Вместе с этим, – утверждает эксперт-аналитик, – кривые количества заказов и количества денег в российском eCommerce все сильнее расходятся, потому что снижается средний чек и скорость снижения нарастает. Причиной этому не обстоятельство того, что у людей все меньше денег и они экономят, а того, что онлайн-покупки превращаются в повседневную обыденную практику, и с точки зрения психологии, и с точки зрения условий, предлагаемых самими игроками отрасли. Сама возможность осуществлять мелкие заказы, не доплачивая за доставку, расширяется, и это, конечно, меняет поведение покупателей». 

Директор по работе с ритейлом NielsenIQ Россия Константин Локтев в рамках аналитической сессии форума на тему: «Развитие eCommerce отрасли в России и мире» добавил показательное примечание о том, что не важно по каким причинам потребители во всем мире обращаются к онлайну. Причины по разным странам разные, а результат одинаковый – отрасль электронной коммерции обзаводится все большим числом пользователей.

Данные аналитического агентства NielsenIQ Россия, представленного на Ecomference Rupost Retail Week, демонстрируют почти двузначный темп роста продаж товаров FMCG. Рост за последние 12 месяцев – около 70%. И это при доле общего рынка FMCG от онлайн-торговли, составляющей сейчас 4%. 

На экспертно-аналитической сессии форума «Тенденции развития логистической инфраструктуры в eCom» речь шла о различных технологиях доставки товаров, приобретаемых онлайн. 

По представленным экспертами данным, в первом квартале 2021 года 56 млн заказов в России доставляется срочной доставкой. Это говорит о том, что люди привыкли получать высокочастотные товары в течение часа. В этой связи стоит вопрос: смогут ли потребители приобретать с такой же интенсивностью eCom товары, составляющие 20 млн из общего числа интернет-заказов за текущий период, точно так же, как они заказывают еду? 

При этом нужно добавить, что объем продаж товаров eCom сейчас уже в 5 раз выше, чем в прошлом году. Исследования Data Insight показывают, что уже 7-8% заказов произведены по срочной доставке. И это тоже, безусловно, является одним из важнейших факторов и драйверов развития отрасли, при которых гиперлокальная доставка приближает продавцов к своим покупателям и, увеличивая число потоков, создает благоприятную почву для расширения объемов розничной торговли в России.